В одном из красивейших мест Подмосковья на высоком берегу Москва-реки, близ города Руза в сельце Костино стоит маленький храм Воздвижения Креста Господня. История церкви в честь Пр. Елизаветы, или как её стали называть с 2003 года храм Воздвижения Креста Господня таит много загадок. До последнего времени единственным источником по истории храма была запись над западным порталом внутри храма: «Во имя Св. прав. Елисаветы построен храм сей иждивением действительного Статс. Совет. Алексия Фёдоровича Львова в царствование императора Николая I при Митрополите Филарете в 1853 году от Рождества Христова. Восстановлен храм сей и украшен стенною живописью иждивением потомственной почётной гражданки Дарьи Диадикеевны Тихоновой в царствование императора Николая II при Митрополите Владимире в 1902 году от Рождества Христова».
Из этой надписи нам стало известно, что она была возведена в 1853 году тайным советником и обер-гофмейстером Алексеем Фёдоровичем Львовым.
Львов Алексей Федорович родился 25 мая (5 мая) 1798 года. Потомок старого дворянского рода. Его отец был статс-секретарем Государственного совета и одновременно директором Придворной певческой капеллы. А.Ф. Львов вошёл в историю России, прежде всего тем, что в ноябре 1833 года по поручению императора Николая I написал музыку на слова поэта В.А. Жуковского, ставшую национальным гимном — «Боже, Царя храни». Львов в течение 24-х лет возглавлял Придворную певческую капеллу (1837-1861 гг.), довёл её до совершенства и сам был выдающимся виртуозом-скрипачом, композитором и автором нескольких опер и многочисленных произведений для церковного пения, является основателем Симфонического общества, пропагандировавшего западноевропейскую классику. Уже сам факт строительства храма личностью прославившей Отечество заслуживает к нему внимания.
Сложность в восстановления истории храма состоит в том, что в архивных источниках он как самостоятельный храм, построенный в сельце Костине не обнаруживается. Загадка разрешилась благодаря устному свидетельству, что в начале ХХ столетия церковь была приписана к храму села Кожино. Обратившись к документам, связанным с храмом в селе Кожино, удалось выяснить, что «к сей церкви есть приписная домовая церковь во имя Праведной Елизаветы в селе Костино в имении Львова А.Ф….
- Построена тщанием тайного советника Алексия Федоровича Львова в 1853 году.
- Зданием каменная с таковою же колокольнею.
- Престолов в ней 1 — во имя праведной Елисаветы.
- Утварью достаточна.
- Притча при сей церкви не положено.
- Земли при сей церкви не имеется.
- На содержание священнослужителей получается от г. Львова тридцать рублей серебром в год.
- Опись церковному имуществу составлена в 1855 году». /РГИА, ф.592, оп.1, д.953, л.37 об.-38 об./
Вероятно, служил в храме священник кожинской церкви.
Приписной храм в сельце Костино оставался и в последующие годы. В клировых ведомостях за 1902 год записано, что к сей (с.Кожино) церкви есть приписная — домовая церковь во имя праведной Елисаветы в сельце Костине в имении потомственного почетного гражданина Стефана Иванова Тихонова, которая от приходской церкви отстоит в 3-х верстах; каменная с таковою же колокольнею, прочна крыта железом, устроена тщанием действительного Советника Алексия Федоровича Львова. Престолов в ней 1 во имя Праведной Елисаветы. Утварью достаточна. Богослужения совершаются причтом села Кожина. Земли при ней нет». /ЦИАМ, фф.1371. оп.1. д.1, л.47 об-48/.Священником при ней с 1884 года состоял Михаил Аркадьевич Архангельский. всего в приходе было 173 двора с 975 жителями. При этом в селе Костино числилось 23 двора и 123 жителя.
Об архитекторе, которому А.Ф.Львов поручил строительство небольшой, напоминающей капеллу церкви, пока ничего не известно. Сам храм в основе своей традиционен и сочетает связанный в один корпус храм, полукруглый алтарь и с запада небольшую колокольню над притвором. Как домовая церковь, она компактна и лишена трапезной. В фасадном убранстве использовались элементы древнерусского барокко конца ХVII — начала ХVIII веков. Если бы не колокольня и алтарь, то храм больше напоминал бы часовню.
Внутреннее убранство храма почти утеряно. Сохранились фрагменты карниза и наличников вокруг окон. По бокам сохранились кирпичные полуколонны со штукатурными капителями. В алтаре сохранились незначительные росписи стен 1902 года. Иконостас не сохранился.
До «1937» года в храме совершались праздничные и воскресные богослужения. После закрытия храма в нем располагался склад, затем клуб. В годы Великой Отечественной войны в период оккупации жители укрывались в храме во время обстрелов, и во время освобождения села только чудо спасло храм, с находящимися в нем жителями, от артиллеристского обстрела.
В «2003» году храм начал возрождаться. Он был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. В настоящее время службы совершаются по расписанию.
Храм расположен на краю села, рядом находится сельское кладбище /захоронения с 1944 года/.
Храм с довольно запутанной историей. Документов, касающихся его, практически не найдено, сохранилась лишь одна надпись над входом в храм, в которой сказано, что он был построен в 1853г. на средства действительного статского советника Алексея Федоровича Львова и освящен во имя праведных Захария и Елизаветы. Церковь была построена в качестве домовой при помещичьей усадьбе. Никаких других сведений о постройке храма нет, она не указана и в списке храмов Рузского уезда за 1914 год. В той же надписи указано, что восстановлена церковь была в 1902г. на средства потомственной почетной гражданки Дарьи Диадикеевны Тихоновой. О том, что сталось с усадьбой, нет никаких сведений. Как и почему храм оказался переименованным в Крестовоздвиженский – также неизвестно.
Крестовоздвиженская церковь (церковь праведных Захария и Елизаветы)Небольшой кирпичный храм имеет не совсем обычную для этих мест форму. К кубическому объему с востока примыкает алтарная одноапсидная часть, высотой равная самому четверику. С запада – маленький притвор, на который поставлена невысокая шатровая колокольня, стилизованная, как и весь храм, под древнерусский стиль. По всему периметру здание обведено узорчатым карнизом; окна украшены широкими наличниками в стиле рубежа XVII-XVIII веков. В боковых фасадах всего по одному окну, но каждое – из двух частей. Кровля, некогда железная, утрачена, вообще состояние храма тяжелое. Внутреннее убранство утрачено. Единственный престол – во имя праведных Захария и Елизаветы. Храм не закрывался до 1937г., после этого там был деревенский клуб, склад.